Медиа-мнения

IMHO | Медиа-интервью | Мнение Media-day.ru | Кинорецензии

29 марта 2012 года, 16:35

  Код вставки в блог

Хорошая пресса не умирает, умирает плохая пресса

Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП)

В битве взглядов о будущем печатных СМИ сегодня трудно выявить победителя, потому что процессы в медиаотрасли носят разнонаправленный характер. Это касается как России, так и других стран – тенденции одинаковые, мы все сидим в одной медиалодке.

За прошедшие три года тиражи печатных СМИ в России сократились почти на 50 процентов, а количество газет и журналов, официально зарегистрированных в стране, за тот же период сократилось на 25 процентов. Возникает резонный вопрос: чьи тиражи падают и какие издания закрываются? Закрываются и падают в тиражах прежде всего «плохие» издания. У нас в стране, безусловно, наблюдался переизбыток печатных СМИ, на рынке присутствовало много издательского «мусора». Ельцинские законы в новой России позволяли легко регистрировать новые печатные СМИ, поэтому к началу нулевых годов в России их было около 100 тысяч (для сравнения, в Германии – около 6 тысяч). Издательский «мусор» создавался как проявление амбиций, политической или корпоративной воли. Были и парадоксальные проекты, когда инвестор говорил: я финансирую издание в качестве подарка своей жене, она там главный редактор. И вся эта «макулатура», естественно, не пользовалась спросом у населения, излишне перегружала каналы дистрибуции. Страдали и люди, и деревья. В конечном итоге народ «наелся» всей этой печатной продукции, появился массовый Интернет, спрос изменился, и вслед за «мусором» падать стали и издания, утратившие конкурентоспособность в новые времена.

На Западе никогда не было издательского «мусора» в российском понимании, но и там рынок почувствовал радикальное изменение спроса. Издатели пошли дорогой мультимедийности, газеты стали уходить в цифру, в мобильные устройства, а журналы – в планшетники. Рекламодатели принялись метаться в поисках наиболее эффективного канала реализации своих интересов. И тут обнаружилось, что новые времена требуют не определённого вида носителя информации, а высокого качества контента. И именно этот критерий стал определять успех или поражение издателя.

В феврале этого года медиаимперия Мердока родила новую супер-газету The Sun on Sunday. Она вышла тиражом 3,22 млн. экземпляров, и на первых порах тираж раскупался очень хорошо. И это, заметьте, происходило в Англии, имеющей достаточно развитый Интернет. И вдруг в марте, т.е. за месяц, тираж упал на 1 млн. экземпляров. Ответ на эту тиражную катастрофу прост: конкуренты считают, что эта газета является неинтересной, скучной и не имеет преимуществ перед другими изданиями. Получается, что высококвалифицированная медиаимперия Мердока не смогла в новых условиях создать высококачественный контент, отвечающий спросу населения. В Японии, кстати, в нашу цифровую эпоху успешно здравствуют многомиллионные ежедневные газеты. Думаю, что это происходит не из-за привычки японцев к бумаге, а потому, что и в Стране восходящего солнца печатные СМИ, в отличие от Всемирной сети, являются территорией доверия и качества контента.

Мне часто приходится говорить, что в России обострились проблемы вокруг киосков прессы. Это объясняется не только близорукостью региональных властей, но и тем, что киоск прессы имеет низкий коррупционный потенциал и не может платить такие взятки, как пивной ларёк. Но при этом надо признать, что полноценный торговый объект прессы, т.е. в котором есть около 1000 наименований печатной продукции, продолжает иметь устойчивые продажи. Общий оборот по российскому рынку печатных СМИ сохранился, несмотря на падение тиражей на 50 процентов и закрытие 25 процентов газет и журналов. Всё это объясняется очень просто: киоски и павильоны прессы торгуют только той печатной продукцией, которая имеет спрос и за которую покупатель голосует рублём. А таких изданий, т.е. рыночных, в России в целом не более 5-6 тысяч. Поэтому не надо справлять поминки по печатным СМИ, надо радоваться очищающему ветру перемен, срывающему с поверхности мусор и шелуху. А когда дует ветер перемен, как известно, надо строить не плотины, а ветряные мельницы.

Блог автора

Media-Day.ru рекомендует: 

Предвыборные теледебаты как жанр в России убит

Сенсация: Microsoft может стать убийцей бумажных газет

Медиабунт в Саратове

Политические партии намерены выбросить на рынок СМИ «издательский мусор»

Комментариев: 2

 Комментировать

Александр Сергеевич30.03.2012 23:17

У меня рядом с домом есть киоск, там работает женщина, которая знает всех клиентов в лицо. И пресса вся есть, которая нужна. И мелочовка типа ручек. Удобно. А вот возле дома матери киоска с прессой нет, а она привыкла читать прессу на бумаге. Ей приходится за три остановки ходить. Было бы ближе - было бы удобнее. Нужно сверху указание, в каждом квартале - столько-то киосков

OD30.03.2012 13:29

Когда в киоске киоскер меняется раз в две недели и не знает ассортимента СМИ, когда ему легче продать сигареты, жвачку и т.п., то каким издательствам нужны киоски? Я думаю, только желтушным

Имя:
E-mail:
Мнение:
Код:
Не забудьте заполнить все важные поля перед нажатием кнопки


О Меdia-day.ru | Выходные данные | Реклама на сайте | Написать письмо | Карта сайта | Подписка