Медиа-мнения

IMHO | Медиа-интервью | Мнение Media-day.ru | Кинорецензии

16 июня 2011 года, 11:52

  Код вставки в блог

Газета «Известия» переродилась: вместо вишневого сада – овощная плантация

Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП)

Заявление коллектива редакции газеты «Известия» похоже на известный призыв - спасите наши души. Было бы море, и действовали бы морские законы, наверняка кто-нибудь пришел бы на помощь, а на нашей суше, скорее всего, никто.

История стара как мир. Собственник признал имеющуюся фабрику новостей устаревшей и поменял там «станки» и управляющих. Большой коллектив специалистов, тех, кого называли «известинцами», оказались ненужными в новую эпоху. "Вишневый сад" на ниве газетного труда стали вырубать и при этом никого не интересует вопрос, что вырубаются золотые перья, живая история российской и советской журналистики, корифеи четвертой власти. Информации по этому поводу много. В заявлении редакции говорится, в частности, следующее: "На протяжении последних недель коллектив вынужден был выполнять указания Александра Малютина, представлявшегося главным редактором "Известий", но официально, де-юре, не вступившего в эту должность в ОАО "Редакция газеты "Известия”. Понимая незаконность действий, предпринятых собственником в отношении сотрудников газеты, отдавая себе отчет в том, что корректное, соответствующее действующему законодательству, увольнение персонала обойдется "Национальной Медиа Группе" в сумму более двух миллионов долларов, редакция, тем не менее, не намерена совершать действия, провоцирующие возникновение громкого трудового спора".

У всей этой печальной саги есть многолетняя история, в ней была попытка привнести в «Известия» элементы бульварной газеты, аналогичные «Экспресс-газете». Эксперимент был неудачным, кому нужна была чернуха и порнуха, считали, что ее в этой газете было мало, а кто любил серьезную старую газету, отшатнулись от нее, напуганные желтеющими страницами. Тиражи стали падать. На рынке появились «Новые известия», претендующие на другое качество, но старые заслуженные «Известия» остались на плаву. Они отряхнули с себя желто-бульварную пыль и поплыли в революцию дальше. Именно плавание в капиталистическую революцию оказалось самым трагичным. Стала очевидна ненужность этой информационной модели газетного корабля в новых водах и новых течениях. Журналисты до последнего не верили в подобный исход, поэтому собрались в последний день переезда в новое здание и приняли обращение, не к премьеру и президенту, а к акционерам, т.е. к старым и новым владельцам.

Над всем этим нависает большая тень империи братьев Ковальчуков, владеющих сегодня обширными активами (Юрий Ковальчук является владельцем 36,423% Банка «Россия». В свою очередь, Банк «Россия», по информации на 2008 год, владеет 51% «Согаза» (и через него – 38,25% ЗАО «Лидер»), 54,96% «Национальной медиагруппы» («Рен ТВ», ТРК «Петербург», 5-ый канал, Первый канал, Газета «Известия», «Национальные телекоммуникации»).

Новые владельцы заводов, газет, пароходов и газеты «Известия», как эффективные менеджеры сразу разобрались, что известинский вишневый сад малодоходен, отечественная «овощная плантация» имеет лучшие перспективы, овощная в смысле доходности. Огуречный инфекционный кризис в Европе натолкнул нашего поэтического сатирика Дмитрия Быкова на замечательный образ, что из России фрукты-ягоды уже уехали, а «овощи» остались, зомбируемые телеящиками, и все это в масштабах плантаций имени братьев Ковальчуков.

Конечно, это поэтически-сатирический образ, в понедельник он весь день звучал на «Эхе Москвы». Там то передавали стихи Быкова про овощи-фрукты, то цитировались заявления известинцев о себе и о судьбе. Небольшая группа известинцев, по большей части верстальщиков, корректоров и оперативных журналистов, переехала в новое здание под начало эффективного менеджера Габрелянова. Я без всяких шуток считаю его блестящим издателем, который правильно создает и правильно продает журнальный контент. У него не забалуешь. У него все золотые перья утрачивают золотой блеск, но делают золото, т.е. делают деньги. А старая известинская команда именно этого делать не может.

Кто-нибудь слышал, чтобы у «Известий» было свое радио FM? Или телеканал? (как у КП и Ъ). Или чтобы они выпускали приложение к своей газете в виде книжек «Сад и огород» (как у МК). А может быть они стали выпускать новое приложение, пригласив на должность главного редактора Малахова? Нет, конечно, это не о них. Бренд «Известий» на рынке останется, будет и сайт «Известий», и доходность у этого проекта будет расти, но известинский вишневый сад останется только в памяти.

Помню, когда я еще работал в «Комсомольской правде» в 90-ые годы, мы призывали наших журналистов перестроиться и перестать писать друг для друга, а начать писать для широких народных масс. В КП это получилось, народ там был помоложе, смог перестроиться. Сегодня в этой мультимедийной издательской группе работают мультимедийные журналисты. Но это уже другая «Комсомольская правда». Теперь будут и другие «Известия».

Жизнь меняется, и в эпоху Интернета люди не ходят в библиотеку и не читают Большую советскую энциклопедию или другие справочники, а пользуются Википедией в сети. В сети раньше многие увлекались блогами, но оказалось, это долгое и нудное писательство. Число блогеров падает, а пользователей Твиттера – растет. Но и Твиттер уже кажется обреченным, ему на смену приходят три кнопки, нажатие которых не требует грамотности, знания орфографии и пунктуации. В Интернете развивается вирусная журналистика. В этой среде нет места для журналистики класса известинцев, но нашей цивилизации, нашему обществу вирусная журналистика также вредна, как огурцовая инфекция из Гамбурга, и чтобы нас не превратили в овощную плантацию, нужны хотя бы островки вишневых садов.

По-настоящему эффективный менеджер, но не модели товарища Сталина, а модели Мердока, островки вишневого сада все равно оставляет. И, как правило, в итоге выигрывает.

Блог автора

Media-Day.ru рекомендует: 

В защиту Алексея Воробьева, певца и матерщинника

Дарвинизм на рынке СМИ

"iPad уже король на рынке!"

"Я делю прессу на коммерчески успешную и коммерчески неуспешную"

"Мы зря ругаем рынок России. У нас есть масса вещей, которым наши западные коллеги завидуют" 

Комментариев: 5

 Комментировать

Своя песня18.07.2011 19:29

Ну что ж, г-н Оськин как всегда прав...опыт и знания...Известия не жалко в старом качестве, если издание не способно меняться, но при этом сохранять лицо - рецепт один: вырубать....и садить новый вишневый сад...он будет цвести, может быть...

Абсентеист Современный19.06.2011 23:28

Ашан Рамсторович аллилуйя!!! Единая Россия вперде!!! ...Чего не сделаешь ради победы на выборах!!!

Роман Попов17.06.2011 16:23

Великолепный автор! И великолепный комментарий! Готов подписаться под каждым словом! Всё так и есть!

Иван Помидоров16.06.2011 23:30

Красивое сравнение с "Вишневым садом". Но все меняются и беспечно почивать на лаврах не сможет никто. Надо перестроиться, чтоб удержаться на плаву. Интересно другое. Позволят ли Габрелянову сделать сделать из Известий медиабизнес? Или это будут те же яйца, но только в красивый профиль)) И газета будет боевым листком Единой России перед грядущими выборами в ГД и президента? ЗЫ И еще. Очень уж комплиментарно написан финал колонки по отношению к новому издателю.

Юрий Максимов16.06.2011 21:57

Спасибо за статью. Времена меняются, к сожалению вместе с временами меняются и нравы. Остается надеется что люди меняются не так быстро как нравы, и мы еще почитаем хорошие статьи если не в Известиях, то в других изданиях, Хотя жаль что не в Известиях.

Имя:
E-mail:
Мнение:
Код:
Не забудьте заполнить все важные поля перед нажатием кнопки


О Меdia-day.ru | Выходные данные | Реклама на сайте | Написать письмо | Карта сайта | Подписка