Медиа-мнения

IMHO | Медиа-интервью | Мнение Media-day.ru | Кинорецензии

18 ноября 2011 года, 10:59
Фото: АРПП

  Код вставки в блог

У рынка распространения прессы есть два сценария развития

Выступление президента АРПП Дмитрия Мартынова на форуме «Московский союз печати. Технологии реализации печатной продукции в городе Москве»

В начале своего выступления я хотел бы отметить, что Москва все 20 лет существования рынка печатных СМИ в России занимала лидирующие позиции. Здесь в первые годы выходили новые издания, которые потом распространялись по всей стране, здесь сконцентрированы практически все крупнейшие как российские, так и иностранные издательские дома; здесь рождались новые формы и методы продаж периодики, новые форматы объектов прессы.

Особенно отмечу, что на Москву равнялась и равняется практически вся страна: и не только в плане распространения новых технологий и форматов, но и в плане отношения к прессе, к дистрибуции и т.п. Так, когда в Москве началась компания по достижению среднеевропейского «норматива»: 1 точка продажи на 1000 жителей – то эта инициатива прокатилась по городам и весям. К сожалению, инициатива прошлого года по сносу киосков мелкорозничной торговли, куда попала и пресса, так же покатилась по городам и весям нашей необъятной страны.

Поэтому прямо можно сказать, что не только дистрибуторы и издатели Москвы, но и участники рынка СМИ всей страны с большими надеждами ожидают выхода в свет постановления Правительства Москвы по поддержке системы распространения в столице, о котором говорили Владимир Васильевич и Юлия Георгиевна.

То, что будет в этом постановлении – смело можно сказать – будет тиражироваться потом по всей стране в том или ином масштабе. Главное, что ожидают распространители и Москвы и всей страны – стабильности существования, функционирования системы распространения.

Пока же рынок издателей и распространителей беспокоит не только угроза сноса значительной части киосков, но и угроза их тотальной и быстрой, в течение года замены.

Замена 2500 киосков потребует не менее 1 млрд рублей. В условиях кризиса (о чем ниже) это катастрофа для рынка. Кроме того, в столичном регионе нет производственных мощностей для быстрого изготовления такого числа киосков. Значит, цены существенно возрастут.

Важность этого постановления, этих мер по поддержке дистрибуторов объясняется еще и достаточно сложной ситуацией на рынке печатных СМИ: сегодня мы наблюдаем ряд негативных факторов, глобальных мировых и локальных, наших российских, оказывающих серьёзное влияние на всю отрасль.

Прежде всего, это продолжающийся ползучий экономический кризис, и, как следствие, снижение покупательной активности населения.

А также такие глобальные, стратегические угрозы как то:

• Давление интернета, увод части аудитории, точнее – увод ВРЕМЕНИ человека на «плавание» в сетях Интернета;

• растущая популярность мобильных устройств для чтения, рост электронных изданий;

• падение интереса к чтению у молодёжи;

• развитие бесплатной периодики с нашими российскими «методами». Как пример: эксперимент до кризиса КП на Урале по выпуску бесплатного номера в понедельник – пострадали не только киоски, но и подписка! Или массовая раздача прессы в аэропортах, что привело к резкому падению продаж ежедневок.

Вектора этих негативных факторов в мире и нашей стране совпадают. Действуют в одном направлении на рынок печатных СМИ, сжимая его.

Но вот локальные факторы, - наши российские! – имеют прямо противоположную направленность тем, что действуют в европейских странах.

• У НАС - серьёзное увеличение налоговой нагрузки за последние 2-3 года; Только отмена ЕНВД вызвала рост налоговой нагрузки на киоски в 5-6 раз, - в самый кризис! А в Европе – пониженные ставки НДС, налоговые льготы (этот пункт не касается Москвы, где ЕНВД не было).

• В ЕВРОПЕ – широко внедряют дополнительный ассортимент, чтобы поддержать киоски прессы: это узкий круг лекарств, бытовая химия и косметика – в Польше (кстати, там 3500о киосков только РУХОМ обслуживаемые); это сигареты и масса сувениров во Франции, это алкогольная продукция в мини-упаковках в Чехии, У НАС – запрет табака, серьезные ограничения, накладываемые на ассортимент торговых точек административными решениями.

Несмотря на такое казалось бы большое количество сопутствующих товаров, объем рынка периодики в Польше на душу населения в 4 раза (!!) больше, чем в России.

Конечно, для нас перечисленные выше товары воспринимаются как одиозные для настоящего момента. Но есть и гораздо более «профильные». Так, во Франции реализуется программа по выдаче заказов интернет-магазинов (периодика, книги, канц. Товары, СД и ДВД) в киосках прессы («Доступность точки выдачи в 500 метров от жилья»). Этот услугу можно было бы разрешить и у нас, это профильная продукция. Так же, например, можно было бы рассмотреть услуги по оплате, размещение рекламы на киосках, в первую очередь новых изданий периодики и т.п.

• Во Франции – 900 млн евро в год на прямую и косвенную помощь рынку печати , это до 4000 евро (если не ошибаюсь –эти данный были в «Российской газете») в кризис выданы на 1 киоск, - у нас в кризис прошла волна по всей стране по сносу киосков печати. Массово.

• В той же Франции – если киоск прессы требует замены ТРЕБУЕТ САМ, ПО СТАРОСТИ замены, - то 50% средств (или 2500 евро) выделяет госудраство, участвуя в замене. У нас же висит кошмарная угроза – быстрая замена всех киосков. 2500 киоск. 1 МИЛЛИАРД рублей требуется как минимум. В кризис!!!!!

Распространители не спят по ночам – ждут решения своей судьбы…

В ЭТИХ СТРАНАХ ПОНИМАЮТ СОЦИАЛЬНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕССЫ, ПОНИМАЮТ, ЧТО СИСТЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ) КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА НА СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ ПЕЧАТНОЙ И СВОБОДУ ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ОЧЕНЬ ХОРОШО, ЧТО МОСКОВСКИЕ ВЛАСТИ ТАКЖЕ ПОНИМАЮТ СОЦИАЛЬНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕССЫ.

• В Германии, Франции – рынок регулируется законами и тотальными соглашениями между издателями и потребителями, у нас ….. Возможно, с выходом постановления Правительства Москвы о поддержке системы распространения и у нас появится «светлое пятно», будет сделан шаг по направлению цивилизации рынка!

Если говорить о перспективах рынка распространения печатных СМИ, то возможно два сценария развития: оптимистичный и пессимистичный.

Оптимистичный сценарий подразумевает, что рынок печатных СМИ из-за влияния интернета и мобильных технологий сильно не пострадает. Он сократится, но останется достаточно большого объема. При этом произойдёт трансформация печатных изданий – появятся новые проекты, новые форматы, новые концепции СМИ на физических носителях. То, что данный сценарий возможен, подтверждает ряд наблюдаемых уже сейчас на зарубежных и российском рынках тенденций: уровень доверия к печатным СМИ до сих пор существенно выше, чем к цифровой информации. При этом наблюдается разочарование издателей в возможностях монетизации цифрового контента. Попытки продавать цифровые версии журналов оказываются неудачными, т.к. потребитель не желает платить за цифровой контент. Бюджеты, получаемые ИД за рекламу на сайтах и в цифровых версиях ниже, чем на рекламу в печатных версиях. Печатные версии даже за рубежом остаются гораздо более доходными, чем цифровые. Как отмечалось на последнем конгрессе Distripress, доходность электронных СМИ составляет 1-2% от общих доходов издательской деятельности.

Таким образом, экономическая модель печатных СМИ, основанная на продаже бумажных копий и привлечении рекламы под реализуемые тиражи, остается доминирующей и останется такой даже в долгосрочной перспективе. Любопытно еще вот что: после 2008 года среди издателей и распространителей царила практически паника, и многие были уверены, что Армагеддон для рынка периодики вот-вот грядет. А например, в 2011 году участники 56 Конгресса Distripress уже говорили о том, что никаких признаков скорой смерти газет и журналов не наблюдается. Да, рынок сокращается, но пока не катастрофично.

Пессимистичный сценарий: газеты и журналы умрут примерно через лет 20. Апологеты данного направления опираются на то, что А) молодое поколение, привыкнувшее с детства читать не «бумагу», а электронные читалки, вступит в зрелый возраст и будет замещать поколение «бумажных» читателей. Б) открытия науки и технологий приведут к еще более удобным и дешевых электронным мобильным устройствам для чтения.

Однако оба сценарий предполагают сокращение рынка в ближайшей перспективе в той или иной степени.

При этом есть сценарий «Армагеддона» для всех печатных СМИ, вероятность которого мы обязаны учитывать и совместными усилиями предотвратить.

Что это такое: если под влиянием одновременного воздействия всех негативных факторов и без поддержки со стороны органов власти и общества динамика спада будет значительна ( как говорят эксперты, порядка 25-30% за год), то произойдет «схлопывание» рынка.

При резком падении рынка рентабельность фирм-распространителей окончательно упадет ниже нуля и произойдет их массовое разорение , закрытие. Кривая спада пойдет еще круче, станут массово закрываться издательские дома, издания, а за ними наступит черед и топографий ввиду катастрофического падения заказов.

Отмечу, что в настоящее время только в сегменте распространения печатной продукции на территории Москвы трудятся свыше 15 тысяч человек. В отрасли создана серьёзная технологическая база, включающая складские экспедиционные комплексы, укомплектованные высокотехнологичным импортным сортировочным оборудованием, компьютерное обеспечение, тысячи киосков и торговых точек в супермаркетах, на транспорте и на улицах города и т.п.. Кроме того, в Москве располагаются более 300 типографий, в т.ч. находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

За последние несколько лет были организованы крупные печатные производства, особенно в журнальном секторе. Так, были созданы несколько крупных комплексов: «АСТ-МПД», ПК «Пушкинская площадь», «Первый полиграфкомбинат» (г. Москва). Одновременно, целый ряд действующих типографий осуществили комплексную модернизацию, обеспечивающую производство тиражной, высококачественной журнальной продукции.

Таким образом, становится очевидным, что сохранение и развитие системы распространения печатной продукции, особенно киосков прессы, как основного сегмента рынка, является важной задачей. Однако наше государство не выработало за два десятилетия эффективного механизма оказания помощи прессе. И те позитивные тенденции, те инициативы, которые разрабатывает в Москве Департамент рекламы и СМИ и Правительство Москвы, могут дать положительный пример всей стране.

Киосковые сети в России являются основным розничным каналом реализации печатных СМИ в Москве. ПОЧЕМУ? Ручники, еще один крупный сегмент, даже несмотря на то, что они пытаются превратиться в «вертикальный лоток», все же имеют крайне ограниченный ассортимент печатных СМИ. Не говорю уже о внешнем виде этого «вертикального лотка» по сравнению с киоском. В другом крупном сегменте, - продажа прессы в сетях супермаркетов, - скажем честно, из-за сильнейшего давления сетей всякого рода бонусами и прочим, может продаваться только пресса набитая рекламой да некоторые топовые издания. В киосковых сетях же в среднем ассортимент прессы включает 500-700 наименований газет и журналов, 50-200 наименований книг.

Таким образом, киоски прессы в настоящее время являются основной демократичной, массовой и наиболее эффективной формой распространения печатных изданий, находящейся в шаговой доступности для москвичей и гостей столицы.

АРПП выражает благодарность мэрии г.Москвы, лично мэру Сергею Собянину и председателю Национального координационного совета прессы, вице-мэру Москвы А.Н. Горбенко, и Департаменту рекламы и СМИ г.Москвы за поддержку существующей системы киосков прессы, да и за поддержку других видов торговли прессой на территории города.

Благодаря внимательному отношению к проблемам медиаотрасли со стороны органов власти, Москва выгодно отличается от многих регионов РФ.

По нашему мнению, киоски прессы должны не только остаться, но модифицироваться технологически и в будущем стать своего рода локальными культурными центрами, предоставляющими населению не только печатную продукцию и сопутствующие товары, но и широкий спектр информационных и сервисных услуг. При этом ассортимент должен быть гибким и доходным для обеспечения необходимой рентабельности.

В пользу этого сценария развития говорит и зарубежный опыт - во всех развитых европейских странах киоски прессы не утратили своей актуальности и стоят десятилетиями на своих местах.

Париж – Елисейские поля, центр Мадрида и Барселоны, Рима и Лондона – везде киоски печати стоят десятилетиями на своих местах.

Мы ожидаем активной поддержки торговых объектов прессы со стороны муниципалитетов и управ города, и при этом рассчитываем, что их отношение к объектам прессы должно радикально измениться.

К киоскам и другим форматам распространения печатной продукции надо относиться не как к рядовой торговле, а как к социально-значимой форме работы с населением, способствующей духовному и нравственному воспитанию молодёжи и реализующей конституционные права граждан на доступ к информации.

Со своей стороны АРПП, как и другие отраслевые общественные организации, готовы укреплять и развивать сотрудничество с органами власти всех уровней в интересах населения города. Мы уверены, что Москва будет и впредь служить ярким положительным примером для субъектов РФ в развитии рынка печатных СМИ.

Источник: сайт АРПП

Комментариев: 1

 Комментировать

Синьор Трухильо20.11.2011 17:33

Тагил рулит))) Россия страна реального сектора. Какая пресса, сети распространения, о чем это? Газ, нефть и металлы - это наше все.... P.S Профильные бездельники в Госдуме и Совфеде ничего не сделали для помощи медиаотрасли в кризис. Об этом надо помнить всем, кто пойдет на выборы 4 декабря.

Имя:
E-mail:
Мнение:
Код:
Не забудьте заполнить все важные поля перед нажатием кнопки


О Меdia-day.ru | Выходные данные | Реклама на сайте | Написать письмо | Карта сайта | Подписка