Медиа-мнения

IMHO | Медиа-интервью | Мнение Media-day.ru | Кинорецензии

24 февраля 2012 года, 15:23
Фото: АРПП

  Код вставки в блог

СМИ как бизнес, гарант свободы и проститутка

Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП)

В медиасообществе продолжается обсуждение ситуации вокруг радиостанции «Эхо Москвы», «Новой газеты», телекомпании «Дождь», которые в настоящее время в той или иной степени подверглись давлению от внешних структур – крупных акционеров, прокуратуры, депутата Шлегеля и др. Хорошо, что не пожарных или санэпидемстации, как в 90-е.

За всеми этими «наездами» на первый план выдвигается экономика. Издание Life News со ссылкой на гендиректора «Эхо Москвы» Федутинова сообщило, что радиостанция действительно имеет проблемы с экономикой, её деятельность с 2010 года убыточна. «Новая газета» финансировалась банком Лебедева, и когда в банке появились внутренние проблемы в результате действий проверяющих органов, выход в свет популярного издания оказался под угрозой.

Все эти примеры общественное мнение связывает с давлением власти на независимые СМИ. А власть со своей стороны устами собственников, как в случае с «Эхо Москвы», отвергает эти обвинения, дескать, ничего личного, только бизнес. А вот если бы Алексей Венедиктов всё-таки стал бы доверенным лицом кандидата в президенты №1, полагаю, «Газпром- Медиа» не стал бы спешить с изменением состава совета директоров.

В регионах РФ ситуация вокруг СМИ и хуже, и лучше. Хуже, потому что только в одной пятой регионов страны СМИ ведут себя более или менее независимо от власти. А лучше в том смысле, что положение региональных СМИ понятнее и прозрачнее федеральных.

До Москвы доходит редкая информация о «чудесах» в региональных СМИ. Например, публикация в газете «Аргументы и факты – Урал.Дайджест» фальшивой фотографии Навального и Березовского, предложение тувинских властей на федеральном уровне ввести цензуру в СМИ, поводом к которому стали «фривольные» статьи в местной оппозиционной газете «Риск», появление в регионах поддельных газет, как известных (МК и АиФ), так и местных брендов.

Основная масса СМИ России кого-нибудь обслуживает. Иногда это обслуживание носит смешанный характер, но чаще всего – вполне определённый. Все СМИ принадлежат либо местной власти, либо бизнесу, отсюда и «заказуха» и умолчание некоторых тем, считает сотрудник ИА Ura.ru Михаил Вьюгин. А главный редактор кировской газеты «Вятский наблюдатель» Сергей Бачинин заявляет, что давления как такового нет по той простой причине, что выполнение команд владельцев и есть основной метод работы всех местных изданий. По мнению коллеги Гатова, как сообщила Lenta.ru, в России есть регионы с очень высокой степенью свободы слова - это Пермь, Карелия, Калужская область, Ростов, Алтайский край, Хабаровск… И основным фактором, определяющим, насколько независимыми будут СМИ в том или ином субъекте РФ, является личность губернатора. Но я полагаю, что эта оценка является достаточно условной. Чаще всего СМИ имеют молчаливое соглашение с властью и проводят сбалансированную редакционную политику, как в критике верхов, так и в защите интересов низов.

Аналитики считают, что всё дело в плохой реализации хорошего закона о СМИ. Некоторые видят решение проблемы в выполнении предложения президента Медведева о разгосударствлении СМИ в стране. Третьи предлагают исключить из госбюджетов всех уровней статьи о финансировании СМИ. Но, на мой взгляд, корень всех проблем вокруг российских СМИ – это крайняя слабость гражданского общества в центре и полное его отсутствие в регионах. Наряду с этим, экономика СМИ как отрасли продолжает стремительно ухудшаться. На этом фоне власть избирательно помогает нужным ей информационным ресурсам, а остальные могут иметь весьма печальную судьбу. С большой горечью хотел бы подчеркнуть, что наше гражданское общество, включая системную и несистемную оппозицию, совершенно равнодушно к коренным проблемам медиаотрасли и её разрушению.

«Эхо Москвы» терпит экономические трудности не потому, что плохо работает, а по причине того, что невозможно успешно работать даже лидерам информационного рынка в наших экономических условиях. Я бы на месте гендиректора «Эхо Москвы» Федутинова опубликовал цифры, свидетельствующие о том, что налоговая удавка, отчисления в социальные фонды и пр., и пр. не позволяют иметь успешную экономику редакции как бизнес-единицы. Но у «Эхо Москвы», как и у других независимых ресурсов, есть выход – лечь под сильных мира сего, а их много, обслуживать их, можно под вуалью свободолюбивой риторики, и жить в шоколаде.

Это Европейский Парламент призвал государства континента обнулить НДС на печатные и электронные СМИ для их поддержки. А одновременно с этим в российском правительстве готовится проект увеличения НДС до 22% и отчислений в социальные фонды до 35% от фонда оплаты труда. С радиостанцией понятно, она не завязана на бумагу, типографии и киоски прессы. Для бумажных СМИ экономический кирдык наступит быстрее, чем для электронных.

На днях на обложке американского таблоида National Enquirer была опубликована фотография Уитни Хьюстон в гробу. Западная общественность взметнулась в возмущении, обвинив редакцию газеты в нарушении этических норм из-за стремления к увеличению доходов. Полагаю, что тамошнее гражданское общество эту редакцию додавит, на Западе, очень чётко следят за нарушениями профессиональной этики и за неподобающим поведением коллег по цеху. У нас же общество безмолвствует или, в лучшем случае, вяло потявкивает. Отсюда и беспредел в отношении СМИ на безбрежном российском пространстве. Только успешная экономика способна обеспечить независимость СМИ и реализовать их функцию как гаранта свободы. А у нас как-то принято отделять успешный бизнес от независимости СМИ. А как известно, бедственное положение самой незаурядной женщины может привести её на панель. И это касается не только женщин.

С сожалением должен констатировать, что ни в одной из предвыборных программ или статей кандидатов в президенты РФ я не обнаружил предложений по экономической поддержке российских СМИ. Для армии есть, для врачей, учителей, студентов, пенсионеров и многих других категорий граждан и отраслей тоже много чего обещано. Конечно, сомнительно, что все эти обещания реализуют, но нам даже не обещают. Отечественная медиаотрасль продолжает оставаться в положении падчерицы.

Блог автора

Media-Day.ru рекомендует: 

Сенсация: Microsoft может стать убийцей бумажных газет

Медиабунт в Саратове

Политические партии намерены выбросить на рынок СМИ «издательский мусор»

Комментариев: 6

 Комментировать

Tommy04.04.2014 13:20

It's a joy to find <a href="http://wnzfecmlkzt.com">sonmoee</a> who can think like that

Alvino04.04.2014 07:58

Yup, that shulod defo do the trick! http://cxbzczgf.com [url=http://evdfakpt.com]evdfakpt[/url] [link=http://qvloju.com]qvloju[/link]

Aida03.04.2014 18:00

None can doubt the <a href="http://zgllpe.com">vecairty</a> of this article.

Siswanto03.04.2014 10:49

Whoa, whoa, get out the way with that good inntamroiof.

Андрей Белов24.02.2012 17:18

Как только медиабизнес начнет с государством говорить о помощи или поддержке, так оно ему полруки откусит. Можно договариваться и нужно договариваться только о налоговом регулировании в отношении СМИ. Ведь медиа это не - это не нефть, не газ и не металлы. Пока ни один из кандидатов в президенты ничего по этому поводу не сказал, к сожалению.

С.Н.В.24.02.2012 16:10

Основная масса СМИ России кого-нибудь обслуживает - это вы точно сказали. И оплот демократии - Эхо Мск - тоже. Так что пусть не прикидываются овечками

Имя:
E-mail:
Мнение:
Код:
Не забудьте заполнить все важные поля перед нажатием кнопки


О Меdia-day.ru | Выходные данные | Реклама на сайте | Написать письмо | Карта сайта | Подписка