02 марта'21
USD 74.0
EUR 89.4
Москва
IMHO
Американский журнал со временем превратится в раздел на сайте DB
![]() Фото: 2000.net.ua | "Медийная сфера стала для многих украинских литераторов средой обитания"Андрей Бондарь, поэт, переводчик и публицист - о том, почему не смотрит телевизор, не хочет говорить про «народные нужды», а также о писателях, которых трудно «заподозрить в пиаре в интернете». - Андрей, когда договаривались об интервью, ты кокетливо сказал, что тебя будто будет много в медиа ... Если говорить об этом «много», то я действительно заметила, что информация идет волнами. Была волна Матиос, волна Костенко, волна Шкляра ... А ты думаешь об этом? - Прежде всего, я думаю, что украинская литература в последнее время стала мощным ньюсмейкером. Столь уверенный и убедительный выход литературы в «медийный план», кажется, не наблюдается ни в одной другой постсоветской стране, кроме нашей. И это по-своему парадоксальная ситуация. Эти «литературные волны» в медиа, с одной стороны, реализуют такие старосветские интеллигентские паттерны а-ля Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт». В этом-то, бесспорно, что-то есть, ведь наши элиты прогнили настолько, что обществу в качестве моральных авторитетов остались если не церковники, то литераторы. Обе эти прослойки традиционно считаются «инженерами человеческих душ». Поэтому в их компании не хватает разве что мощной волны психоаналитиков и психологов. Один Семен Глузман, к сожалению, волны не делает. С другой стороны, существует нечто такое, как среда бытования. Медийная сфера, социальные сети уже давно стали для многих украинских литераторов не просто средством промотирования и пропаганды, но и средой обитания. Даже люди, которых трудно заподозрить в привязанности к интернету (Костенко, Шкляр, Матиос), в большей степени стали цифровыми явлениями, чем бумажными. Несмотря на вполне аналоговый характер их творчества, дискурс о них происходит как раз в интернете. - «Заподозрить в интернете» - это хорошо. Кстати, об Интернете: с 2000-х годов интернет, кажется, играет довольно важную роль в развитии украинских культурных и окололитературные процессов. Согласен? Или, как писал Максим Саваневский, до сих пор живем в аналоговой стране - то есть в аналоговой культуре? - Максим Саваневский справедливо заметил про аналоговых политиков и аналоговых граждан. Думаю, это в меньшей степени касается актуальной культуры. Она как произведение аналогового мира выбирает не просто выгодную среду обитания, а учится осмыслять себя по-новому. Культуре, по моему мнению, важно чувствовать себя в виртуальном пространстве, как рыбе в воде. И уже сегодня она интуитивно чувствует, что за интернетом будущее. То есть, с одной стороны, если украинская культура не слишком полнокровно, в силу культурно-исторических причин, чувствует себя в аналоговой реальности, значит ей нужно создать свою. Посмотри на социальные сети. Уже сегодня можно сказать, что это в определенной степени параллельный образ культуры. - Кроме фейсбука, где еще можно искать ареалы существования украинской культуры в интернете? - Искать и находить эти ареалы можно везде. Хоть в твитере, хоть в Livejournal, хоть в фейсбуке. Важно, что культура находит новые нетрадиционные формы и уже может обходиться без привычных форм существования. Возьми, к примеру, юзеров Фаину Каплан или комрада Молотова. Это ли не самые яркие доказательства реализации уже довольно давнего и хрестоматийного утверждение Маршала Маклюэна: «Medium is a message». Не литература меняет мир, а мир изменяет литературу, создавая новые формы жизни, в том числе виртуальные. Не удивлюсь, если литературоведы завтрашнего дня вполне серьезно будут говорить о новых жанры литературы - «пост», «заметка ФБ» или «демотиваторы». Поэт со своего смартфона может когда угодно запостить все, что его интересует, в сеть и получить непосредственный отклик. Текст сразу же становится достоянием социального сознания и распространяется репостами и ссылками. Я вижу в дигитализации культуры большие перспективы, сравнимые с революцией Гуттенберга. Крайне важно это для украинской культуры, которая в силу разных причин недостаточно присутствует в аналоговом и телевизионном мире. - А телевизор ты смотришь? - Нет, я не смотрю телевизор вообще. Кроме матчей киевского «Динамо» и сборной Украины. Но только потому, что в моем лесу слабенький интернет, который не извлекает онлайн-трансляции. - А тебе не кажется, что это сейчас мода такая среди украинских интеллектуалов: не смотреть телевизор? - Нет, не думаю, что это мода среди интеллектуалов. Просто в телевизоре нет никакой стоимости, а, следовательно, необходимости. Это спланированный, срежиссированный и консервативный мир, где царят манипулятивные технологии и нет места для настоящих подвигов и полетов мысли. Это наваждение, подвижный комикс, идеальная площадка для распространения идеологий и поддержания всех возможных иллюзий. К тому же, пространство без выбора, в котором даже зеппинг не очень помогает создать видимость выбора. Особенно когда речь идет о телевидении украинском, сплошь склеенном по московским образцам. - Слушай, вот мы уже и заговорили про интеллектуалов, но не разобрались с терминологией. Как ты понимаешь слово «интеллектуал»? - Я не очень люблю теоретизировать на эту тему, но мне кажется, что интеллектуал - это прежде всего мыслящее существо, которое способно не согласиться, отказаться, развернуться и уйти. То есть, если для меня, то это прежде всего социально свободная инстанция. - А сам себя ты считаешь интеллектуалом? - Знаешь, мне вполне комфортно и без самоопределения. Пусть даже в каком-то вульгарным смысле понятия «интеллектуал», я им бесспорно являюсь. Я не копаю траншеи, не продаю овощи, не управляю трамваем. Живу собственной головой, которая паразитирует на явлениях разных реальностей. Можно сказать и так: пошлый интеллектуал, лишенный традиционно украинская духовных ценностей. - Ну вместо определения «вульгарный интеллектуал» можно принять французское «Le grand simplificateur», но я не об этом. Есть ли у украинского интеллектуала шанс (у тебя, например) достучаться до широкой общественности? Кто этот широкий круг? - Мне кажется, что в современном мире нецелесообразно мыслить такими категориями, как «широкие массы». Даже согласно телевизионным рейтингам чего-то такого просто не существует. Общество разделено на доли, части, партии. К тому же и они, в свою очередь, являются явлениями текучими и эфемерными. Я не имею планов достучаться до большого количества людей уже даже потому, что в этом нет смысла. Хоть ты и назвала меня «Le grand simplificateur», я имею большое сомнение в своей нужности многим людям. - Почему сомнения? Каковы «симптомы» нужности многим людям? И вообще существует такая необходимость? - Я точно знаю, что существует необходимость в изменении дискурса и общественного мышления. Зато когда речь заходит о каких-то квазинародных элементах типа «народные нужды», я теряюсь. Я не знаю, что такое «народ». Также мне неизвестны такие явления, как «духовность», «культурная аура» или «национальное бытие». Они не даны мне ни в смысле, ни в чувствах. Однако существует потребность в диалоге и дискуссиях, в выходе украинской культуры за собственные пределы, наконец, приобщение к глобальным процессам. Поэтому нужно ли это народу, который во многом смотрит телевизор, а в телевизоре шоу Киселева-Шустера и квадратно-гнездовые российские сериалы, я не уверен. Народу прежде всего нужны еда и одежда. Источник: Медiаграмотнiсть |
О Меdia-day.ru | Выходные данные | Реклама на сайте | Написать письмо | Карта сайта | Подписка
Комментариев: 4
Rasul06.04.2014 23:12
That's a smart answer to a tricky quositen http://dqywefsj.com [url=http://rirvrmwgt.com]rirvrmwgt[/url] [link=http://qonlbdem.com]qonlbdem[/link]
Nino04.04.2014 09:58
A wonderful job. Super helpful <a href="http://prdpjd.com">intifmaroon.</a>
Senar03.04.2014 10:13
This is way more helpful than <a href="http://egcpsffzvka.com">antnihyg</a> else I've looked at.
Erik03.04.2014 00:36
Call me wind because I am ablseutoly blown away.